Игры и упражнения по развитию речи

Дыхательная гимнастика










































Пальчиковые игры
































Развиваем мелкую моторику

                          





Графические диктанты



Штриховка



ПУТАНИЦА. ВОЛШЕБНЫЕ ЛИНИИ







РАЗВИВАЕМ ВНИМАНИЕ, МЫШЛЕНИЕ И ЛОГИКУ








Дидактическая игра "Что лишнее"



  
Найди отличия

















Чистоговорки 

   
Артикуляционная гимнастика








КРОССВОРДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ




















Картотека игр на развитие                   лексико-грамматического строя речи
         Работа по воспитанию звуковой культуры речи включает в себя формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия, голосового аппарата, речевого дыхания, умения пользоваться умеренным темпом речи и интонационными средствами выразительности.
 Детей знакомят с новыми терминами и уточняют термины «звук», «слово», с которыми они уже познакомились. Для этого проводятся игры и упражнения «Как слово звучит», «Найди первый звук», в которых дети обучаются умению находить слова, близкие и разные по звучанию. Дети могут подобрать слова на заданный звук, установить наличие или отсутствие звука в слове. Подбирая те или иные игрушки и предметы, в названиях которых есть определенный звук, они начинают понимать, что звуки в слове разные.        
 Игра «Один - много»
Цель: учить детей правильному употреблению имен существительныхименительного падежа во множественном числе.
Конь – кони, лак – лаки и т.д.
Игра «Что из чего сделано»?
Цель: учить детей правильному  образованию относительных прилагательных (признак предмета – из какого материала сделан предмет).
Ключ из железа – он какой? (железный).
из железа, металла, чугуна, стали из бумаги и т.д.
                                          Игра «Кто где живет»?        
Цель: научить детей образовывать притяжательные имена прилагательные и правильно согласовывать их с именами существительными.
нора лисы (чья нора?)  — лисья нора  и т.д.
           Игра «Что чем делают?»            
Цель: научить детей образовывать имена существительные и т.п.                            
Пилят пилой, забивают молотком и т.д.                                                          
                                 Игра «Посчитай 1-2-5»                                    
Цель: научить детей правильно согласовывать числительное с существительным.
автобус — один автобус, два автобуса, пять автобусов 
 Игра «Кто внимательный?»        
Цель: научить детей правильно подбирать нужный предлог. Необходимо вставить нужный предлог, чтобы предложение было правильным. 
Дети учатся (в) школе.
Дети гуляют (около) школы.
Дети вышли (из) школы и т.д.

                                       Игры на развитие связной речи

              Игровое упражнение «Распространи предложение»                        Цель: развитие у детей умения строить данные предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями. Детям предлагается продолжить и закончить начатое предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, дети идут ... (Куда? Зачем?)

               Игровое упражнение «Если бы...»      
 Цель: развитие у детей связной речи, воображения, высших форм мышления — синтеза, прогнозирования, экспериментирования. Детям предлагается  пофантазировать на такие темы, как:                                                                                       «Если бы я был волшебником, то ...»                                                                       «Если бы я стал невидимым ...»                                                                                «Если весна не наступит никогда ...»

                 Игры на развитие фонематического восприятия

                                               «Найди звук»                                                                                                  
 Цель: Найти слова, которые начинаются с одинакового звука и назвать эти звук.  Шапка – шуба – замок, забор – замок – жаба, цыплёнок – цапля – сова, жук – жаба – шкаф.
«Цепочка слов»                                                                                                        Цель: учить выделять первый и последний звук в словах.              Инструкция: Я буду называть слово, а ты должен услышать последний звук в слове и придумать слово, которое будет начинаться с этого звука. Панама – ангел – лампа – абрикос – сани – игла….
                                          «Назови слово»                                                 
 Цель: развитие фонематического восприятия и мышления.                   Вариант 1.                                                                                                   
Назови овощи, фрукты и ягоды со звуком «Р» (морковь, виноград, груша, персик, гранат, смородина), «Рь» (перец, репа, редька, мандарин, черешня, абрикос), «Л» (баклажан, яблоко, кизил), «Ль» (малина, лимон, апельсин, слива).
Вариант2.                                                                                                                Угадай по первому и последнему звуку, какой вид транспорта я задумала: Т – С (троллейбус),  А – С (автобус), С – Т (самолёт), В – Т (вертолёт), М – О (метро), Т – И (такси).










                                                 «Посчитай звуки»                                           Цель: развивать умение называть количество и последовательность звков в словеНапример: «Сколько слогов в слове МАК? Сколько в нём звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный в середине? Какой первый звук?»

                                      «Найди первый звук»                                         
Цель: учиться четко, выделять в слове первый звук.                                            Для этой игры нужна машина и разные игрушки, но среди них обязательно должны быть слон и собака.                                                                               Взрослый предлагает ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака). Если ребенок называет слово, в котором нет звука «с», то взрослый произносит это слово, выделяя каждый звук, например, кооошшшкааа.
Взрослый сажает в машину гуся, машина не едет.
— Машина не поедет, потому что в слове гусь звук «сь», а не «с».
Развитый речевой слух дает возможность детям различать повышение и понижение громкости голоса, замедление и убыстрение темпа речи взрослых и сверстников. Причем такие упражнения можно проводить параллельно с подбором звуков в словах и фразах.                                                                                                                 

                                                                                        

Комментариев нет:

Отправить комментарий